Понятия со словосочетанием «исторические записки»

Связанные понятия

Сяошо 小說 (xiaoshuo) — жанр китайской прозы, обозначающий произведения художественной направленности, противопоставляемые каноническим конфуцианским сочинениям.
«Чжоу би суань цзин» (кит.周髀算經) — древнекитайский математико-астрономический текст.
Цзися, или Цзи-ся (кит. трад. 稷下學宮, упр. 稷下学宫, пиньинь: Jìxià xuégōng) «Академия (учёный двор) у Цзи» (Цзи ся сюэ гун) — самая известная академия Древнего Китая. Основана в 318 г. до н.э. в Линьцзы, столице царства Ци. Действовала более столетия (возможно, до 150 лет). Название академии связано с её местоположением в городе. В деятельности Цзися принимали участие сотни и даже тысячи представителей всех основных философских школ (за исключением чистых моистов) — конфуцианства, даосизма, легизма...
И ли (кит. трад. 儀禮, упр. 仪礼, пиньинь: Yílǐ, «Образцовые церемонии и правила благопристойности») — один из канонических текстов конфуцианства. Другие названия — «Ли цзин» (кит. трад. 禮經, упр. 礼经, пиньинь: Lǐjīng, «Канон благопристойности»), «Ши ли» (кит. трад. 士禮, упр. 士礼, пиньинь: Shìlǐ, «Правила благопристойности служилых людей»).
«Запи́ски о по́исках ду́хов» (кит. трад. 搜神記, пиньинь: Sōu shén jì, палл.: Соу шэнь цзи) — произведение китайской литературы IV века. Автором считается Гань Бао, бывший ранее правителем округа Шиань и историком при дворе императора из династии Цзинь.
Юань-ши (кит. упр. 元史, пиньинь: yuánshǐ) — одна из 24-х официально признанных официальных историй Китая, повествующая о Юаньской династии.

Подробнее: Юань ши
Го юй («Речи царств»; кит. трад. 國語, упр. 国语, пиньинь: Gúo yǔ, палл.: Го юй) — памятник ораторского искусства Древнего Китая, включающий около 300 речей правителей и сановников китайских царств и княжеств в основном на политические темы, связанные с событиями X—V веков до н. э. и основанные на конфуцианской идеологии.
«Гуань-цзы» (кит. 管子) — название совокупности древнекитайских философских трактатов различных авторов, живших в основном в IV—III веках до н. э. Название дано по имени Гуань Чжуна (Гуань-цзы), главного министра царства Ци. Первоначальный вариант памятника сложился в середине III века до н. э. в царстве Ци. Он состоял из 564 трактатов. Это были отдельные произведения различных авторов собранные в одно произведение. Некоторые из этих трактатов были созданы мыслителями академии Цзися, в частности, мыслителями...
«Законы войны почтенного У» (кит. упр. 吳子兵法, пиньинь: Wúzǐ bīng fǎ) — классический китайский военный трактат. Сокращённое название — «У-цзы».

Подробнее: У-цзы бин фа
«Сань фэнь», «У дянь» 三墳五典 — название для ряда китайских сочинений, приписываемых полумифическим правителям древности.
«Дн фань» («Правила императоров») — политическое завещание императора Тан-цзуна (прав. 627—649). Написано в 648 году как наставление наследнику престола Ли Чжи, будущему императору Гао-цзуну (прав. 650-683). Представляет собой свод предписаний о том, как управлять страной и совершенствовать себя в добродетели. Состоит из введения, заключения, 4 частей (цзюань), 12 глав (пянь) (русский перевод И. Ф. Поповой, 1995)...
Война́ восьми́ князе́й (кит. трад. 八王之亂, упр. 八王之乱, пиньинь: bā wáng zhī luàn, палл.: ба ван чжи луань) — гражданская война среди ванов (王) китайской династии Цзинь с 291 н. э. по 306. Военные действия протекали в Северном Китае и опустошили страну, что привело к вторжению варваров (У Ху — «пять варваров»). Название этой войны — отсылка к 59 главе «Книги Цзинь» (Цзиньшу).
Нун цзя (кит.農家) - одна из философских школ древнего Китая. Название школы переводят как школа земледельцев, школа аграрников или школа аграриев. Упоминается придворным историографом Бань Гу (32-92) в тридцатой главе «Хань шу» среди десяти философских школ. Согласно Бань Гу, школа берет своё начало от чиновников ведомства земледелия. В «Хань шу и вэньчжи»» (библиографическом разделе «Хань шу») названы представители школы и их сочинения. Ведущий представитель школы Сюй Син (4 век до н.э.) был выходцем...
Гувэнь гуаньчжи 古文觀止 gǔwén guānzhǐ («Шедевры древней словесности») — антология китайских классических текстов, впервые опубликованная в 1695 (34 год правления Канси) как практическое пособие по изучению классического языка.
Бамбуковые анналы (кит. трад. 竹書紀年, упр. 竹书纪年, пиньинь: Zhúshū Jìnián, палл.: Чжу шу цзи нянь) — один из важных письменных источников по истории Древнего Китая. В научной и культурной традиции существует в двух вариантах, которые принято называть «древним» (гу бэнь 古本) текстом и «современным» (цзинь бэнь 今本) текстом. Каждый из них представляет собой разновидность реконструкции не сохранившегося в первоначальном виде памятника. «Древний» текст представляет собой упорядоченную подборку сохранившихся...
Хун фань (洪范 "Великий закон", "Великий план") — одна из глав конфуцианского канона «Шу цзин».
Кита́йская филосо́фия (кит. 中国哲学) является частью восточной философии. Её влияние на культуры Китая, Японии, Кореи, Вьетнама равнозначно влиянию древнегреческой философии на Европу.
Лунный старец (кит. 月老 — Юэлао; кит. 月下老人 — Юэся Лаожэнь) — даосское божество, покровитель сватовства и бракосочетаний. Считается, что он связывает пару, предназначенную к совместной жизни, неразрывной красной нитью.
«Сожжение книг и погребение книжников» 焚書坑儒 — знаменитый троп китайской историографии, обозначающий события 213-12 гг. до н. э. Согласно Ши цзи, в этот год состоялась масштабная государственная акция по утверждению идеологической ортодоксии новообразованной империи. Акция была инициирована Ли Сы (280—208 до н. э.), министром Цинь Шихуана.
Хуанлао-сюэпай, учение Хуан–Лао (黄老学派) - направление китайской мысли. Относится к дин. Ранняя Хань (206–8 до н.э.). Название представляет собой своего рода аббревиатуру имен двух ключевых для этой традиции фигур - Желтого императора (Хуан-ди, 黄帝) и Лао-Цзы (老子). Последователи этой доктрины рассматривали «Дао дэ цзин» как руководство по восстановлению совершенного правления Хуан-ди. В поздних текстах эпохи Хань (I–III вв. н.э.) сочетание хуанлао означает уже не Хуан-ди и Лао-цзы, а одного Лао-цзы...
Вэнь сюань — (кит.трад. 文選, кит.упр. 文选 , пиньинь: wénxuǎn), «Избранные произведения изящной словесности», «Литературный изборник» — одна из первых и наиболее ранних литературных антологий, составленная группой китайских ученых под руководством Сяо Туна (501-531 гг.), наследного принца династии Лян (502—557 гг.). В ней содержатся 578 поэтических и прозаических произведений 129 авторов. Весь материал распределён по тридцати семи жанрам; отобраны лучшие произведения поэзии и прозы от эпохи Чжоу до...
Байюй цзин 百喻經 («Сутра ста притч») — сборник буддийских анекдотов индийского происхождения, переведенный на китайский язык в 479—492 гг. (Южная Ци).
Ча цзин (茶經, «чайный канон») — первый в истории трактат о чае и чаепитии, созданный во времена китайской династии Тан (3-я четверть VIII века) «чайным мудрецом» по имени Лу Юй. Будучи воспитанным в буддийском монастыре, Лу Юй видит в чае символ гармонии и единства мироздания. Русский перевод трактата опубликован в 2007 году (ISBN 978-5-91367-004-5).
Моисты — представители моизма, древнекитайской философской школы мо цзя (墨家), основанной философом Мо Ди (Мо-цзы, 5-начало 4 в до н. э.). Известны имена некоторых из них: Цинь Хуали, Мэн Шэн, Тянь Сян-цзы, Фу Дунь. Школа моистов просуществовала более двух веков. Время деятельности поздних моистов относят к 4-3 вв. до н. э. Взгляды поздних представителей этой школы изложены в шести главах сочинения «Мо-цзы». Это главы: «Канон». Часть первая; «Канон» Часть вторая; «Пояснение к „Канону“. Часть первая...
Дэбтэр марпо, Красная летопись — историческая летопись Центральной тибетской области середины XIV-го века. Летопись повествует о некоторых азиатских странах. Это Индия, Монголия, Си Ся, Китай и Тибет.
Мин цзя (кит. 名家). «Школа имён» — одна из шести основных философских школ Древнего Китая. Время существования — V—III века до н. э. Главные представители Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун. Иногда к школе имён относят такого мыслителя как Инь Вэнь. В библиографическом разделе «Ханьшу» к школе имён (мин цзя) отнесены семь представителей: наряду с вышеупомянутыми также Чэнгун-шэн, Хуангун Цы и Мао-гун (все с III века до н. э.). 33-я глава «Чжуан-цзы», перечисляя китайских мыслителей, в паре с Гунсунь Лунем...
Царство Юэ (кит. трад. 越國, упр. 越国, пиньинь: Yuègúo, вьетн. nước Việt, Вьет) — древнекитайское царство, которое населяли народы юэ (вьет). Существовало в эпоху Восточного Чжоу, в периоды Чуньцю и Чжаньго, находилось на территории современной провинции Чжэцзян. В период Чуньцю его столицей был Гоцзи, находившийся в районе современного Шаосина, после завоевания царства У столица была перенесена на север, в город У (современный Сучжоу).

Подробнее: Юэ (царство)
Юэфу (кит. трад. 樂府, упр. 乐府, пиньинь: yuèfǔ, буквально: «музыкальная палата») — жанр традиционной китайской лирической поэзии, возникший в эпоху Хань (206 до н. э. — 220 н. э.) под влиянием придворной «Музыкальной Палаты».
Рукопи́сные импера́торские библиоте́ки Кита́я (кит. трад. 策府, пиньинь: cèfǔ или кит. 册府 с тем же чтением) упоминаются в исторических документах конца I века до н. э. Основным источником, дающим сведения о составе и принципах комплектования библиотек, являются династийные истории. В условиях централизации духовной жизни в императорском Китае, придворная библиотека была образцовым книгохранилищем, которая совмещала функции исторического архива и цензурного комитета, поскольку содержала набор текстов...
Шесть секретных учений (кит. трад. 六韜, упр. 六韬, пиньинь: liù tāo, палл.: лю тао) — один из семи классических китайских военных трактатов. Автором наставлений, содержащихся в данном трактате, считается китайский стратег периода Чжоу Цзян Цзыя (кит. упр. 姜子牙, пиньинь: Jiāng Zǐyá), также известный как Тайгун (кит. упр. 太公, пиньинь: Tàigōng), который жил в XI веке до нашей эры. Текст построен в виде наставлений, которые Цзян Цзыя адресует правителю династии Чжоу Вэнь-Вану, целью которого является свержение...
Гун (кит. 公, пиньинь: gōng) — один из древнейших титулов в Китае, появившийся ещё во времена легендарного императора Яо. Существовал до последней монархической династии Цин. Приблизительно соответствует европейскому титулу «герцог» (великий князь).
Полное собрание книг по четырём разделам (кит. 四庫全書, Сыку цюаньшу) — самое масштабное издательское начинание в истории Китая. Включает огромное количество китайских текстов, распределённых по четырём разделам — «Классики» (китайский литературный канон), «История» (исторические и географические трактаты), «Мастера» (философия, искусство, наука), «Собрания» (антологии китайской литературы).

Подробнее: Сыку цюаньшу
Цы (кит. трад. 詞, упр. 词, пиньинь: cí) — жанр китайской поэзии, зародившийся в танскую эпоху и получивший развитие в X—XIII веках в эпоху Сун, характеризуется сочетанием строк разной длины, причем допускаются самые разные их комбинации.
Эръя́ (кит. трад. 爾雅, упр. 尔雅, пиньинь: Ěryǎ, буквально: «Приближение к классике») — древнейший из дошедших до наших дней толковый словарь китайских иероглифов или китайская энциклопедия. Коллективный труд учёных древнего Китая, созданный в III—II веках до н. э. По другим версиям авторство приписывается Конфуцию или Чжоу Гуну. При династии Цинь словарь был уничтожен, восстановлен при династии Хань. Входит в конфуцианское Тринадцатикнижие. Помимо толкования иероглифов, содержит сведения по орфографии...
Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого Императора . Другим основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы. Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма . Уже в раннем даосизме Лао-цзы становится фигурой легендарной, и начинается процесс его обожествления.
Чжу хоу — удельные князья в Китае периода Чжоу. По-видимому, этим термином обозначались правители зависимого государственного образования в древнем Китае. Этим удельные князья стояли ниже князей-гегемонов (ба), которые управляли сильнейшими государствами и оказывали влияние на судьбы всех «срединных государств». Также удельные князья чжу хоу стояли ниже и князей-ванов, которые управляли самостоятельными государственными образованиями.
Краткие прусские анналы (нем. Kurze preussiche Annalen) — анналы составленные неизвестным по имени автором ок. сер. XIV в. Сохранились в рукописи 1514 г. Охватывают период с 1190 по 1337 гг. Сообщают сведения главным образом по истории Тевтонского ордена в Пруссии.
Сихэ 羲和 — архаический персонаж или группа персонажей (Си-Хэ) в китайской мифологии.
Фу (кит. трад. 賦, упр. 赋, пиньинь: fù) — жанр китайской литературы, сочетающий в себе прозу и поэзию; наибольший расцвет фу пришёлся на времена империи Хань (II век до н. э. — II век н. э.).
Шурангама-сутра (не путать с «Шурангама-самадхи-сутрой») — сутра махаяны, один из основополагающих текстов чань-буддизма, на который ввиду его сложности составлено множество комментариев. Переведена на китайский шраманой Парамити в 705 г. в Гуанчжоу (в монастыре Чжичжи 制止, Zhìzhĭ).

Подробнее: Шурангама сутра
Династия Лян (кит. упр. 梁朝, пиньинь: Liáng cháo) (502—557), также известная как Южная Лян (南梁), была третьей из числа Южных династий в Китае, которую сменила династия Чэнь. Столицей был город Цзянькан, расположенный на территории современного Нанкина. Основателем династии был Сяо Янь из клана Сяо, который сначала взял в свои руки управление делами династии Южная Ци, а потом сместив императора создал свою династию как император У-ди. У-ди правил 47 лет до глубокой старости, в 548 году генерал Хоу...
Узелковое письмо в Китае (кит. трад. 結繩, упр. 结绳, пиньинь: jiéshéng, палл.: цзешэн) — способ записи при помощи завязывания узлов на верёвке. Якобы существовал в древнем Китае до изобретения иероглифической письменности.
«Ваньсяотан хуачжуань» — «Иллюстрированные биографии из зала „Старческого смеха”» (кит. трад. 《晩笑堂畫傳》, упр. 《晚笑堂画传》, пиньинь: «Wǎnxiàotáng huàchuán», Wade-Giles: «Wan hsiao tang Hua chuan», EFEO: «Wan siao t’ang houa tchouan») — сборник китайского художника Шангуань Чжоу (по прозванию Чжучжуан), изданный в 1743 году.
Синшу (кит. трад. 行書, упр. 行书, пиньинь: Xíngshū), ходовое письмо — исторический стиль китайской каллиграфии. Он занимает промежуточное положение между уставным письмом и скорописью. Ему не свойственна ни угловатость лишу, ни округлость чжуаньшу. Первоначальные формы синшу старше кайшу и восходят к скорописным формам иероглифов времен Хань.
Чжурчжэньское письмо́ (чжур.: dʒu ʃə bitxə) — письменность, использовавшаяся для записи чжурчжэньского языка в XII—XIII веках. Оно было создано Ваньянь Сиинем на основе киданьского письма, которое, в свою очередь, образовано от китайского, дешифровано частично. Входит в китайскую семью письменностейВ чжурчжэньской письменности было около 720 знаков, среди которых есть логограммы (обозначают только значение, не имея отношения к звучанию) и фонограммы. В чжурчжэньском письме также имеется система ключей...
«Жилище в горах Фучунь» («Отшельничество в горах Фучунь»; кит. 富春山居圖) — главное и одно из немногих сохранившихся произведений китайского художника Хуана Гунвана (1269—1354). Созданный в 1348—1350 годах, свиток в 1650 году пострадал от огня. Сохранились два фрагмента свитка, один из которых хранится в Музее провинции Чжэцзян в Ханчжоу, второй — в Музее императорского дворца в Тайбэе. Общая длина двух сохранившихся фрагментов — 691,3 см.
Тибетские или Древнетибетские анналы — два манускрипта, написанные на древнетибетском языке и обнаруженные вместе с другими рукописями, включая Древнетибетскую хронику, в начале XX века в забытой библиотеке в пещерах Могао около Дуньхуана, которая как считается была запечатана в XI веке. Они помогают воссоздать раннюю историю Тибета. Изначально являлись одним свитком.
Хэ Ши Би (кит. 和氏璧, пиньинь: Hé Shì Bì, буквально означает нефритовый диск Хэ) — кусок нефрита, который играл значительную роль во многих исторических событиях Древнего Китая. Изначально камню была придана форма нефритового диска, но впоследствии он был переделан в Императорскую печать Китая по приказу императора Цинь Шихуанди.
Шестнадцать варварских государств (кит. 十六国, пиньинь: shí liù guó) — конгломерат государств, которые существовали на территории древнего Китая в 304—439 годах, образовавшись после распада Северного Китая.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я